Главная
Наш край
Культура
Кухня
В кого верят вепсы?
Вепсские святые
Марийская вышивка
Деловой стиль в марийском костюме
коллекционирование национальных кукол
В поисках небесной росы
Удмурдская свадьба
Рукоделие коми
Традиции коми
Уж замуж невтерпежь
История религии коми
Ремесло коми
Мордовские имена
Венгерско-удмуртский словарь
Переводы на вепсский язык
Коми одежда
Охота, рыболовство и оленеводство
Общество
Истории жизни
Музыка
Молодежь
Новости
Ссылки
Эрзя - Мокша
Коми
Марийцы
Удмурты
Вепсы
English
 

Вепсские святые

Преподобный Александр Свирский, чудин по происхождению, как сообщается в его житии, родился 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти, умер 30 августа 1533 года. В 26 лет он принял постриг в Валаамском монастыре, а в 1485 году вернулся в родные места и поселился вблизи о. Рощинсткого, недалеко от реки Свирь. В истории церкви Александр Свирский занимает исключительное место. Он единственный из православных святых удостоился чести видения Самого Бога в Образе Святой Троицы - трех мужей в светлом одеянии, повелевших ему возвести на месте видения церковь и устроить обитель. В тот же год (1508) им был основан здесь Свято-Троицкий Преображенский мужской монастырь, ставший одним из важнейших духовных центров России.

Александро-Свирский Свято-Троицкий монастырь

Канонизация Александра Свирского как святого состоялась в 1547 году. В Успенском Соборе Кремля находится уникальная икона «Александр Свирский в житии», с подробным описание сюжетов его жития в 128 клеймах. В 1560 году в память Александра Свирского был освящен один из приделов собора Василия Блаженного – храма на Красной площади в Москве.
Церковь почитает Александра Свирского как духовного отца и воспитателя многих севернорусских святых и основателей монастыря и пустынь. Среди многих учеников Александра Свирского был прионежский вепс, преподобный Иона Яшезерский, основавший в 1562 году на своей родине вблизи села Шокша Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь.
В 1918 г. Александро-Свирский монастырь был закрыт. Его восстановление качалось в 1997 году. Благовещенский Ионо-Яшозерский монастырь находится в полуразрушенному состоянии.  Он внесен в список памятников архитектуры и истории Карелии как второй по значимости после Валаамского монастыря. Работы по его восстановлению еще не начались.

Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь

Vepsläižed pühäd mehed: Aleksandr Süvärilaine

Aleksndr Süvärilaižen elonstarinas om sanutud, miše hän sündui čudinan kanzas v. 1448, kezakun 15., Mandera-küläs Ojatin-jogel, koli elokun 30. v. 1533. Hän keričihe monahaks Valaaman monastiriš 26-voččen. A vodel 1485 pördihe koditahoile i eläškanzi küläs läz Süvär’-joged. Aleksandr Süvärilaižel om erine sija pühäkodin istorijas. Hän om üksjaine ortodoksižiš pühiš mehišpäi, kudambale ozutihe Jumal koumes modos – koumes mehes vauktoiš sobiš. Hö käskiba sauda necile sijale pühäkodin Tatan, Poigan i Pühän Hengen nimehe. Necil-žo vodel  (1508) tägä saudihe Pühän Koumikon monastir’. Se tegihe Venäman znamasižeks hengeližeks keskuseks. V. 1547 Aleksandr Süvärilaine pandihe ”pühän mehen” statusaha. Kreml’an Uspenskijas soboras om harvinaine jumalaine Aleksandr Süvärilaižen elos, kuna om pandud völ 128 kleimad, miččed starinočeba hänen elos. Vodel 1560 Vasilijan Pühän (Blažennijan) soboran ühten polen Moskvas pühütadihe A. Süvärilaižen nimehe.
A. Süvärilaine lugetas hengeližeks tataks i äjiden pohjoižvenälaižiden pühiden mehiden kazvatajaks. Hänen openikoiden keskes oli änižrandan vepsläine Iona Jäšjarvelaine. Iona pani monastirin ičeze kodimale, läz Šokš-küläd (v.1562); necil monastiril om nügüd’ hänen nimi.
Vodel 1918 Aleksandran Süvärilaižen monastir’ oli saubatud. Se zavottihe udištada vaiše v. 1997. Iona-Jašjärvelaine monastir’ om jo polelaz muretud. Se mülüb Karjalan arhitekturan i istorijan muštpachiden lugetišhe kut toine, jäl’ghe Valaaman monastirid, znamoičendan mödhe. Udištuzradod völ ei olgoi zavottud.
 

 
Elupuu Elupuu in english Erzja page Khanty Komi Mari Udmurtia Veps